По Волынскому полѣсью. (Изъ поѣздки по Кіево – Ковельской железной дорогѣ) | А. СавенкоПодорожні нариси про поліські землі початку XX сторіччя. Про тогочасний економічний стан, побут мешкаців та природу Полісся. Матеріал авторства А. Савенко був опублікований серією статей в щоденній газеті “Кіевлялинъ” в 1902 році.
Перелік статей з яких складається нарис:
I. Отъ Кіева до Коростеня
II. Отъ Коростеня до Сарнъ
III. Отъ Сарнъ до Ковеля
IV. Географическій очеркъ Полѣсья
V. Осушеніе Пинскихъ болотъ
VI. Опасно-ли осушеніе Пинскихъ болотъ
VII. Прошлое Волыни и Волынскаго полѣсья
VIII. Лѣса. Желѣзные руды
IX. Ковельскій, Луцкій, Ровенскій и Новоградъ-Волынскій уѣзды
X. Искорость, Овручъ, Овручскій, Радомысльскій и Кіевскій уѣзды
» Нажмите, чтобы показать спойлер - нажмите опять, чтобы скрыть... «
I. Отъ Кіева до Коростеня.
Ровно годъ тому назадъ съ первымъ поѣздомъ Кіево-Полтавской жел. дороги я совершилъ поѣздку по Полтавщинѣ, посѣтивъ Полтаву и нѣкоторыя другіе интересные пункты, лежащіе но линіи новой дороги. Результатомъ этой поѣздки былъ рядъ путевыхъ очерковъ. 21 апрѣля нынѣшняго года я выѣхалъ изъ Кіева по вновь сооружаемой Кіево-Ковельской желѣзной дорогѣ, имѣя въ виду тѣ-же цѣли, что и въ прошломъ году при поѣздкѣ въ Полтавщину. Разумѣется, Полѣсье—не Полтавщина. Страна съ жалкимъ историческимъ прошлымъ и убогимъ экономическимъ настоящимъ не можетъ представлять такого интереса, какъ цвѣтущая лѣвобережная Малороссія.
Красотами природы Полѣсье также не можетъ похвалиться. Въ дополненіе къ сказанному нужно замѣтить, что въ статистическомъ отношеніи этотъ край почти вовсе не изученъ. Исключеніе составляетъ развѣ лишь оро-гидрографія и геологія Полѣсья. Несмотря на всѣ это, я давно стремился повидать Полѣсье, познакомиться съ нимъ на основаніи непосредственныхъ впечатлѣній. Въ моемъ воображеніи Полѣсье всегда связывалось съ представленіемъ о чёмъ-то мрачномъ, дикомъ и поэтическомъ. Когда я думалъ о Полѣсье, я всегда вспоминалъ описанія Сенкевича. Картины Волынскаго Полѣсья я всегда рисовалъ себѣ по очерку Короленка «Лѣсъ шумитъ». Въ жизни своей я всего одинъ разъ проѣзжалъ по Полѣсью, по линіи Ровно—Вильна Полесскихъ желъ. дорогъ, но это было зимой, и морозъ и снѣгъ не дали мнѣ возможности видѣть эту страну во всей её неприглядности. И вотъ желаніе мое исполнилось, и 21 апрѣля поѣздъ новой дороги уноситъ меня изъ Кіева въ Волынское полѣсье. Но прежде, чемъ перейти къ изложенію своихъ дорожныхъ впечатлѣній, скажу два слова о томъ, что такое—Волынское полѣсье. Названіе Полѣсья или Пинскихъ болотъ присвоено обширному пространству, составляющему бассейнъ р. Припети и заключающему въ себѣ 8 милліоновъ десятинъ, т. е. территорію, втрое большую, чёмъ Бельгія. Вся территорія Полѣсья можетъ быть раздѣлена на три части: Бѣлорусское полѣсье (въ Гродненской губъ.), Минское и Волынское. Подъ Волынскимъ полѣсьемъ разумѣется та часть его, которая охватываетъ слѣдующіе 6 уѣздовъ Волынской губъ.: Ковеаьскій, Влармиро-Волынскій, Овручский, отчасти Луцкій, Ровенскій и Новоградъ-Волынскій. Другими словами, Волынское полѣсье заключаетъ въ себѣ южную третъ бассейна Припети. Къ этой -же части Полѣсья должны быть отнесены части Радомысльского и Кіевскаго уѣздовъ Кіевской губерніи. Кіево-Ковельская желѣзная дорога своимъ 423-верстнымъ протяженіемъ пересѣкла Волынское полѣсье пополамъ въ направленіи отъ востока къ западу.
Поѣздъ, состоящій изъ 8 новенькихъ пульмановскихъ вагоновъ, отошелъ ровно въ 8 1/2 ч. утра. Со мной въ купе ѣхали одинъ изъ кіевскихъ гласныхъ и какой-то подполковникъ, жаловавшійся на вздорожаніе земель. 6 верстъ поѣздъ шелъ по старому пути Юго-Западныхъ желъ. дорогъ. Вотъ промелькнули зданія политехническаго института, скоро мы проѣхали Караваевскую выемку, и, поѣздъ поднявшись на вершину плато, круто поворотилъ вправо и остановился. Это и есть «Постъ седьмой версты» пли «Постъ примыканія». Отсюда собственно и начинается Кіево-Ковельская желъ. дорога, какъ самостоятельный рельсовый путь. Послѣ минутной остановки мы ѣдемъ дальше межъ хорошо обработанныхъ черноземныхъ полей. Линія все отворачиваетъ вправо и затѣмъ нѣсколько верстъ идетъ почти въ сѣверномъ направленіи. Скоро передъ моими глазами вынырнулъ Кіевъ, большой громадой разстилавшійся вправо. Погода стояла на диво хорошая, и яркое солнце заливало своими лучами Кіевъ и купола его церквей. Неожиданно началась досадная выемка, поѣздъ точно провалился въ нее, и Кіевъ исчезъ, съ темъ, чтобы больше уже и не показываться.
Отъѣхавъ отъ поста примыканія нѣсколько верстъ, мы подъ прямымъ угломъ пересѣкаемъ Кіево-Брестъ-Литовское шоссе. Послѣднее поднято и проведено надъ рельсовымъ путемъ по віадуку. Миновавъ шоссе, линія поворачиваетъ влѣво и по прямому направленію идетъ къ р. Ирпеню. Мѣстность постепенно понижается. Вмѣстѣ съ темъ мѣняется и характеръ её. Еще верста-другая, и показываются болота. Словомъ, мы въ предверіи Полѣсья, границей котораго и надо считать Ирпень. Значительной выемкой поѣздъ прорезываетъ правый берегъ Ирпеня и, весело погромыхивая, бѣжитъ по желѣзному мосту, совершенно готовому, но еще не окрашенному.
Отъ Кіева до Ирпеня —24 версты. За Ирпенемъ —пески, болота и тощіе лѣса. Скоро прогремѣлъ недавно оконченный мостъ черезъ р. Бучу (притокъ Ирпеня), а еще черезъ нѣсколько минутъ мы были на станціи Буча, первой отъ Кіева (29 вёрстъ). Долженъ сказать, что на 29-верстномъ протяженіи отъ Кіева до Бучи или 23-верстномъ—отъ поста примыканія, намѣчено къ устройству два разъѣзда — Беличи и Ирпень, но они пока не существуютъ.
Дѣло въ томъ, что Кіево-Ковельская желъ. дорога, проходя по бѣдной и малонаселенной территоріи, не можетъ разсчитывать на большое движеніе, и потому отъ ея не требуется, для удовлетворенія ея экономическому назначенію, большой пропускной способности. Но въ видахъ высшихъ государственныхъ соображеній дорога эта построена такъ, что въ любое время пропускная способность ея можетъ быть доведена до большихъ размѣровъ. Съ этой цѣлью на линіи, кромѣ 16 станцій (не считая Кіева и Ковеля), проектировано 22 разъѣзда; изъ лихъ въ настоящее время функціонируетъ только одинъ разъѣздъ (Чарторійскъ); для остальныхъ разъѣздовъ Произведены только земляные работы, т. е. устроены необходимыхъ размѣровъ горизонтальные площадки и прочъ. Рельсовые-же развѣтвленія могутъ быть устроены во вѣяное время, въ случаѣ надобности. Въ Бучѣ—10-минутная остановка. На станціи— кавардакъ полный. Пассажиры утопаютъ въ море песку. Станціонное зданіе, готовое только вчернѣ, построено изъ кіевскаго кирпича. Въ архитектурномъ отношеніи оно очень красиво и оригинально. Въ Бучѣ встало очень много пассажировъ: всё это дачники, устраивающіеся во вновь возникшемъ здѣсь дачномъ курортѣ. Отъ Бучи линія идетъ на протяженіи почти 25 верстъ по прямому направленію, мимо селъ Микуличи и Филипповичи. Преобладаютъ пески, луга и лѣса. Полей мало. Изрѣдка попадаются черноземные оазисы. Такъ мы ѣдемъ до р. Здвижа. За Здвижемъ который линія пересѣкаетъ значительнымъ мостомъ, лежитъ ст. Бородянка. 22-верстный перегонъ между станціями Бородянка и Тетеревъ представляетъ ту же унылую картину что и перегонъ отъ Бучи до Здвижа. Ст. Тетеревъ (76 верстъ отъ Кіева) лежитъ въ красивой лѣсистой мѣстности, близъ праваго берега р. Тетеревъ, у деревни Рудня Пясковская. завалена лѣсными матеріалами, которыми снабжаетъ почти всю линію спеціально для этого устроенный здѣсь однимъ изъ подрядчиковъ-строителей лѣсопильный заводъ. Сейчасъ за станціей – р. Тетеревъ. Послѣ спада весеннихъ водъ онъ имѣетъ здѣсь довольно жалкій видъ. За то мостъ на нем — внушительный: длина его— 100 сажъ. Мостъ состоитъ изъ 4 пролетовъ, по 25 сажъ. каждый. Опоры моста основаны на опускныхъ колодцахъ. Плотность грунта рѣчного дна сдѣлала излишними дорогіе кессоны. Оставивъ позади себя Тетеревъ, мы вмѣстѣ съ тѣмъ простились съ Кіевскимъ уѣздомъ: лѣвый берегъ рѣки уже находится въ предѣлахъ Радомысльского уѣзда. Мѣстность—та-же. По значительному мосту поѣздъ переѣзжаетъ р. Иршу (притокъ Тетерева). Ирша—очень красивая, чистоводная рѣка, весело струящаяся въ лѣсистыхъ берегахъ. За Иршей чаще попадаются черноземные оазисы. Скоро—ст. Малинъ, лежащая въ 98 верстахъ отъ Кіева. Двумя верстами южнѣе желѣзной дороги лежитъ, на левомъ берегу Ирши, м. Малинъ, Радомысльского уѣзда. Ст. Малинъ—самая большая на новой линіи послѣ Сарнъ и Коростеня. Соотвѣтственно съ этимъ и пассажирское зданіе здѣсь отличается большими размѣрами, чемъ на предшествовавшихъ станціяхъ. Пассажировъ въ Малинѣ встало за то никто почти вновь не селъ.
Вообще, по мѣрѣ удаленія отъ Кіева поѣздъ пустѣетъ, и я въ купе остался вдвоемъ съ гласнымъ. Пока по новой линіи ѣздятъ только мѣстные пассажиры, и то, преимущественно, только на конечныхъ участкахъ её. Контролеръ, увидѣвшій у меня билетъ до Ковеля, былъ пораженъ: отчаго же вы не поѣхали черезъ Казатинъ? спросилъ онъ удивлённо. И надо сказать, что для человѣка, не знавшаго спеціальной цѣли моей поѣздки, удивиться было чему: хотя путь черезъ Казатинъ, Ровно и длиннѣе на 71. версту, но сдѣлать его можно вдвое скорѣе. Къ тому- же за 493 версты пути отъ Кіева до Ковеля черезъ Казатинъ берутъ во 2 классѣ 7 р. 80 к., а за 423-вёрстный проѣздъ по Кіево-Ковельской линіи приходится платить въ томъ-же классѣ 10 руб. 58 к. Секретъ кроется во«временномъ тарифѣ». Интересно, что прошлогодній «временный» же тарифъ на Кіево-Полтавской дорогѣ былъ ниже нормальнаго, и это вполнѣ понятно, ибо временное движеніе сопряжено со многими неудобствами для пассажировъ.
За Малиномъ продолжаютъ ласкать взоръ черноземные поля съ свѣже-зелеными всходами. Но это недолго: ближе къ слѣдующей ст. Чеповичиъ, и въ обѣ стороны отъ пути опять типичное Полѣсье—смѣсь болотъ съ лѣсами. Передъ Чеповичами мы пересѣкаемъ границу Кіевской и Волынской губъ., врѣзавшейся сюда клиномъ (Овручскій уѣздъ). Въ Чвповичахъ станціонное зданіе уже смѣшанной кладки: изъ свѣтлаго и краснаго кирпича. За Чеіовичами мы вновь переѣхали границу Кіевской и Волынской губъ., а за с. Стремигородомъ то-же продѣлали и въ третій разъ. Еще версты три, и мы подлѣ живописнѣйшей р. Ужъ (притокъ Прилети). Еще за нѣсколько верстъ до Ужа на поляхъ и въ лѣсахъ вдоль желѣзной дороги начинаютъ вытыкаться изъ-подъ земли громадные камни, иногда въ видѣ цѣлыхъ скалъ. Но мѣрѣ приближенія къ рѣкѣ число и размѣры гранитныхъ выходовъ увеличиваются. Мѣстами попадаются настоящія гранитные плато. Ужъ, къ которому мы подходимъ выемкой, поражаетъ красотой и неожиданностью зрѣлища. Чисто-прозрачные воды его струятся въ расщелинѣ между двухъ высокихъ и угрюмыхъ береговыхъ гранитныхъ скалъ. Высота послѣднихъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ реку пересѣкаетъ желѣзная дорога, болѣе 10 сажъ., но мостъ, благодаря правобережной выемкѣ, стоитъ на меньшей высотѣ. Мѣсто это называется «Чертовы плечи». Береговые скалы, мощно сдавившія Ужъ, состоятъ изъ сѣраго красноватаго гранита, массы котораго безпорядочно громоздится другъ на друга. Въ обрывахъ своихъ, обращенныхъ къ рѣкѣ, они напоминаютъ полуразрушенные стѣны какойто крѣпости-замка. Въ общемъ мѣстность чрезвычайно красива, и въ то-же время отъ нея вѣетъ чѣмъ-то дикимъ и внушительнымъ.
Красоты дикой природы человѣкъ, въ лицѣ строителей желѣзной дороги, увеличилъ въ произведеніями своего ума поставивъ на «Чертовыхъ плечахъ» желѣзнодорожный мостѣ, представляющій собой въ высшей степени интересное и красивое сооруженіе. Длина моста 30 сажъ. Устои его опираются непосредственно па береговыя скалы, и фермы моста возвышаются надъ рѣкой саженей на 8.
Сейчасъ за рѣкой — станція Коростень (146 верстъ отъ Кіева), названная такъ но имени дрѣвнего города древлянъ. Лежащее влѣво отъ станціи, въ верстѣ отъ нея, мѣстечко утратило древнѣе названіе и теперь называется Искорость. Это и есть потомокъ лѣтописнаго города, некогда осажденнаго княгиней Ольгой и взятаго ею хисростью. На станціи замѣтно большое оживленіе: населеніе мѣстечка высыпало точно на ярмарку. Здѣсь поѣздъ стоитъ 25 минутъ. Хаосъ вездѣ—невѣроятный: всюду груды камня, кирпичу, песку, дерева и пр. На станціи строится много жилыхъ и др. зданій (для паровозныхъ и кондукторскихъ бригадъ и проч.). Пассажирское зданіе — большое (болѣе 25 сажъ.) и очень красивое. Построено оно пока только вчернѣ, изъ краснаго кирпича, но фасадъ его состоитъ наполовину изъ свѣтлаго, наполовину изъ краснаго кирпича. Рядомъ съ вокзаломъ строится каменная часовня въ память сооруженія желѣзной дороги. Средства на постройку ея собраны между служащими па постройкѣ линіи. Еще дальше виднѣется паровозное депо па 6 стойлъ, съ поворотнымъ кругомъ при нем.
Вообще Коростень въ административномъ отношеніи вторая послѣ Сарнъ станція новой линии. Ходятъ слухи, что въ будущемъ ей суждено сдѣлаться узловой станціей, если сюда будетъ направлена желѣзная дорога отъ Жллобина (Петербургъ—Витебскъ —Жлобинъ).
II. Отъ Коростеня до Сарнъ.
Участокъ Кіево-Ковельской дороги отъ Коростеня до Сарнъ, протяженіемъ въ 145 верстъ, прорезываетъ центральную часть Волынскаго полѣсья. Характерные признакѣ Полѣсья—болота и лѣса —здѣсь въ изобиліи. Это— настоящая страна болотъ я болотныхъ лѣсовъ, дикая, жалкая страна, обиженная Богомъ и мало населенная людьми. Лишь дикіе звѣри да пернатое царство нашли себѣ здѣсь привольное,. житье. Въ районѣ итого участка работала, подъ руководствомъ Генерала Т. И. Жилінского, западная экспедиція по осушенію болотъ. Отъ Коростеня до ст. Белокоровичи, на протяженіи 42 верстъ, линія идетъ по прямому направленію. Пейзажъ утомительно однообразенъ: болота, превращенные кой-гдѣ въ плохіе луга, и лѣса, еще худшіе, чѣмъ луга. Селъ, очень мало. Среди такой мѣстности лежатъ ст. Лугины.
По мѣрѣ приближенія къ Белокоровичамъ число и размѣры мокрыхъ болотъ увеличиваются; лѣса получаютъ еше болѣе жалкій видъ, представляя собой что-то мелкое, дряблое; деревья почти не имѣютъ вѣтвей и, не успѣвъ вырости, подгниваютъ и падаютъ. Въ общемъ получается не лѣсъ, а какой-то больной и умираюици й недоросль. За Белоцерковичами тянутся сплошные огромныя болота, изрѣзанные сѣтью каналовъ экспедиціи генерала Жилінского. И поразительное явленіе: чѣмъ больше болота, тѣмъ чаще попадаются выходы гранита и чѣмъ значительнѣе эти выходы. Верстахъ въ 13 отъ Белокорковичей предъ глазами пассажировъ открывается зрѣлище, единственное, какое я видѣлъ въ своей жизни, и совершенно неожиданное въ шиломъ и равнинномъ Полѣсье: желѣзнодорожная линія наскочила на выпученный изъ земли гранитный кряжъ, и рельсовый путь проложенъ въ гранитной выемкѣ, длиной болѣе четверти версты. Картина—очень красивая: по обѣ стороны пути возвышаются вертикальные весьма неровные стѣны краснаго слоистаго гранита, а по гребнямъ выемки сложенъ въ штабеля вынутый въ выемкѣ камень. За выемкой продолжаются выходы камня, но уже больше сѣраго.
Проѣхавъ еще немного, мы въ обѣ стороны увидали сплошное болото, которому, казалось, и конца не будетъ. Верстахъ въ трехъ отъ каменной выемки линія желѣзнымъ мостомъ пересѣкла подъ прямымъ угломъ «Каналъ Жилинского», какъ здѣсь его всѣ называютъ. Настоящее названіе этого канала— замысловичскій. Длина его 59 1/2 верстъ, при ширинѣ отъ 2,6 сажъ. до 7 сажъ. Каналъ имѣетъ 58 1/2 верстъ боковыхъ развѣтвленій. Вся эта система каналовъ, общей длиной въ 118 верстъ, сооружена для осушенія обширныхъ казенныхъ болотныхъ лѣсовъ, расположенныхъ въ бассейнѣ р. Перги (притокъ Уборти), а также и для осушенія лѣсовъ имѣнія Эмильчинъ (Эыильчинъ—огромное имѣніе наслѣдниковъ С. А. Уварова, лежащее въ Новоградъ-Волынскомъ уѣздѣ и заключающее въ себѣ 63,000 десятинъ земли). Помимо осушительныхъ цѣлѣй, такіе каналы несутъ службу и въ качествѣ сплавныхъ водныхъ путей.
Бросается въ глаза то обстоятельство, что вода въ Замысловичскомъ каналѣ имѣетъ темно-красный цвѣтъ. То же замѣчается во многихъ болотахъ и желѣзнодорожныхъ водоотводныхъ каналахъ. Это указываетъ на присутствіе здѣсь желѣзныхъ рудъ. Впрочемъ, давно извѣстно обиліе Волынскаго Полѣсья рудами. Во многихъ мѣстахъ руды эти изстари разрабатывались. На это, между прочимъ, указываютъ многочисленныя названія сѣлъ; беру на удачу нѣсколько названій сѣлъ, лежащихъ; вдоль линіи. «Рудня Мигальская», «Рудня Бухтѣевская», «Старая Рудня», «Рудня Быстрая» и т. д. у самаго Замысловичского канала, подлѣ желѣзной дороги, лежитъ Рудня Радовельская. Ѣдемъ дальше, гремимъ по мостамъ и мостикамъ, а впереди всё болота, частью мокрые, частью покрытыя кустиками ракиты. Ракитные болота имѣютъ такой видъ, точно они устланы милліонами ежей. Чуть мѣстность подымется, болото смѣняется пескомъ, Вездѣ—выходы камня. Въ самыхъ незначительныхъ выемкахъ —гнѣзда и слои гранита.
Передъ ст. Олевскъ— опять выемка въ сплошномъ граните; она короче описанной выше, но за то глубже. Сейчасъ за выемкой раздались тревожные свистки; вслѣдъ затѣмъ были пущены въ ходъ вестингаузенскіе тормоза, и поѣздъ на самомъ мосту небольшой реченки остановился. Что такое?— всѣ всполошились. Многіе вышли изъ поѣзда на насыпь: говорятъ, что поѣздъ кого-то задавилъ—не то корову, не то человѣка. Минутъ черезъ пять поѣздъ тронулся. Въ нашъ вагонъ входитъ оберъ-кондукторъ и успокоительно сообщаетъ: и не человѣка задавило, и не корову, а просто бычка! Скоро Уборть. Это красивая рѣка (притоки Припети), съ высокими каменистыми берегами. На ней 30 -саженный одіопролетный мостъ. За Убортью—ст. Олевскъ (219 верстъ отъ Кіева). Подлѣ станціи лежитъ м. Олевскъ, съ его двумя церквами, но между станціей и мѣстечкомъ, притаившись, течетъ по дну оврага Уборть. Къ приходу поѣзда вышло почти всё еврейское населеніе мѣстечка. Всѣ ликуютъ, чуя, что желѣзная дорога внесетъ оживленіе въ жизнь этого мертваго края. Почти 50-верстное пространство отъ Олевска до ст. Клесово отличается поразительнымъ однообразіемъ пейзажа. Фономъ вездѣ служатъ болота. Надо замѣтить, что для осушки послѣднихъ въ районѣ новой желѣзной дороги много сдѣлано при постройкѣ Послѣдней. При сооруженіи жслезнодорожного полотна вездѣ устраивались параллельные линіи канавы, иногда по ширишь довольно значительные. По мѣрѣ надобности, собранные такими канавами воды пропускаются подъ полотномъ перпендикулярными послѣднему каналами. Въ общемъ цѣлая система каналовъ и мостовъ. Выходы камня продолжаются до Клесова.
Между Олевскомъ и Клесовымъ, среди обширныхъ лѣсныхъ пространствъ, принадлежащихъ г. Охотникову, лежитъ станція Охотниково. Близъ самой станціи— село Ракитна, но имени котораго первоначально и станція была названа Ракитной. Тутъ-же возвышается стекляно-бутылочный ракитнянскій заводъ акціонернаго общества. Верстахъ въ 12 къ сѣверу отъ Ракитны граница Волынской и Минской губъ.
Весело побѣжалъ поѣздъ за ст. Охотниково пугая своими свистками дикихъ обитателей расстилающейся въ обѣ стороны бесконечной и глухой чащи. А этихъ обитателей здесь много. Ѣхавшіе со мной в вагонѣ железнодорожные техники расказывали, что дикія козынерѣдко на глазахъ у людей переходятъ черезъ полотно желѣзной дороги. Желѣзная дорога все чаще и чаще идетъ, такъ сказать въ бродъ: по обѣ стороны ея—блеститъ вода. Это преддверіе того, что насъ ждало за Клесовым.
Клесово — послѣдняя передъ, Сарнами станція. 15-верстное протяженіе отъ єтой станціидо р. Случи представляетъ собою сплошное болото. Картина этого болота-моря безотрадная, тяжелая. Здѣсь также работала экспедиція генерала Жилінскаго, и желѣзная дорога пересѣкаетъ 3 магистральныхъ осушительныхъ канала, сооруженныхъ экспедиціей. Большія техническія трудности пришлось преодолѣть на этихъ болотахъ та строителямъ дороги. Нѣкоторыя болота имѣютъ значительную глубину, доходящую до 3 саж., и для насипи нихъ железнодорожной дамбы приходилось прежде прорывать верхнюю болотную кору. При насыпкѣ полтна на этихъ непроходимыхъ болотахъ инженеръ-подрядчикъ г. Бакъ примѣнилъ здѣсь паровозную возку при помощи маленькихъ паровозовъ и вагонетокъ, и получилъ большую экономію на расходъ рабочей силы. Одновременно съ устройствомъ среди болота желѣзнодорожной насыпи приходилось проводить каналы, извѣстнымъ образомъ концентрировать направленіе водъ и давать имъ свободный пропускъ черезъ мостовыя отверстія. Случь желѣзная дорога пересѣкаетъ уже близъ Сарнъ. Рѣка эта, являющаяся главнымъ притокомъ Горыни и имѣющая 450 верстъ протяженія, течетъ среди низкихъ песчаныхъ береговъ и отличается поразительной извилистостью. По ней производится сплавъ лѣса.
На Случи сооруженъ 120- саженный кессонный мостъ, состоящій изъ трехъ 40-саженныхъ пролетовъ. Кессоны заложены на глубину до 7 сажъ. отъ поверхности воды. Мостъ со своими полупараболическими фермами значительно возвышается надъ водой. За Случью мы дѣлаемъ поворотъ, описываемъ дугу и, проѣхавъ нѣсколько минутъ по песчаной пустынѣ, останавливаемся на ст. Сарны. Было 8 часъ. вечера. За 11 Узъ часъ, мы сдѣлали 291 версту, что составляетъ 25Изъ верстъ въ часъ. Въ Сарнахъ предстояла ночевка, ибо ночного движенія на новой линіи пока еще нѣтъ.
III Отъ Сарнъ до Ковеля.
Сарны —узловая станція линіи Ровно- Вильна Полесскихъ желъ. дорогъ и вновь сооружаемой Кіево-Ковельскоіи линіи. Вмѣстѣ съ темъ это—центральная _ въ административномъ отношеніи станція новой линіи. Здѣсь строится громадное паровозное депо на 16 стойлъ. Къ зданію депо примыкаетъ каменное зданіе мастерскихъ для малаго ремонта паровозовъ и вагоновъ. Кромѣ того на станціи строится до 40 другихъ зданій почти исключительно деревянныхъ. Здѣсь будутъ помѣщаться желѣзнодорожная больница, квартиры начальниковъ участковъ разныхъ службъ, помѣщенія для кондукторскихъ и паровозныхъ бригадъ и т. д. Съ окончаніемъ постройки линіи нынѣшнее деревянное довольно таки жалкое станціонное зданіе будетъ сломано. Рядомъ съ нимъ строится обширное, красивое, каменное вокзальное зданіе, длиной въ 33 сажени. Строится оно по островной или двусторонней системѣ. Съ открытіемъ правильнаго движенія по Кіево-Ковельской линіи станціи Сарны придется нѣсть большую службу, такъ какъ продолженія магистрали Петербургъ —Жлобинъ на югъ черезъ этотъ узелъ направится по новой линіи сообщеніе между Петербургомъ и Кіевомъ. Сокращеніе получится значительное. Теперь поѣзда, идущія изъ Кіева въ Петербургъ, направляются черезъ Казатинъ и Ровно. Разстояніе отъ Кіева до Сарнъ но этому направленію составляетъ 448 верстъ, а по Кіево-Ковельской линии—всего 291 версту, т. е. на 157 верстъ меньше. Въ настоящее время въ Сарнахъ—невѣроятный хаосъ. Пустынная песчаная мѣстность вокругъ станціи еще болѣе усиливаетъ непривлекательность картины.
Въ Сарнахъ поѣздъ останавливается на ночевку. Пассажиры, слѣдующія далѣе Сарнъ, подвергаются той же у части. Нельзя сказать, чтобы ночлегъ въ Сарнахъ былъ обставленъ удобствами. Наоборотъ, сдѣлано всѣ для того, чтобы отравить участь такихъ злосчастныхъ пассажировъ. Дошло дѣло до того, что кондукторъ не хотѣлъ освѣтить купэ, въ которомъ я ѣхалъ: «не полагается», объяснялъ онъ. Убѣжденія мои что нельзя же всю ночь просидеть безъ свѣчи мало вліяли: «намъ и свѣчей для этого не отпускаютъ» говорилъ онъ. Я попросилъ оберъ-кондуктора. Этотъ былъ прямеѣ «Намъ отпускаютъ по 4 фунта свечѣй на конецъ», объяснялъ онъ “но это не для ночлега пассажировъ».
– А для чего же? спросилъ я: – вѣдъ ночного движенія у васъ нѣтъ?
– Это такъ на всякій случай: вдругъ поездъ запоздаетъ и порчъ.
Кончилось это тѣмъ, что онъ мнѣ далъ кусокъ свечи вершка въ два. Оставалось одно—спать. Это я и сдѣлалъ. Впрочемъ порядки “временнаго движенія” и въ других отношенияхъ сіильно хромаютъ: видно и порядки – “временные”.
Изъ Сарнъ, поѣздъ выходитъ в 7 час. – 40 мни. утра и делаетъ 131-верстный прбѣгъ до Ковеля въ 5 часовъ. Этотъ западный участокъ новой полѣсской линіи представляетъ собой длеко не такую безотрадную картину, какъ описаный уже мною участокъ отъ Коростеня до Сарнъ.
Болотъ здѣсь меньше, и они не имѣютъ уже столь обширныхъ размѣровъ. Мѣстность въ общемъ не такъ низменна. Всё чаще и чаще можно видѣть зеленѣющія поля. Чѣмъ ближе къ Ковелю, тѣмъ полей больше. Все это супески; тѣмъ не менѣе они въ достаточной степени вознаграждаютъ трудъ пахаря. Лѣсовъ становится меньше. Отойдя отъ Сарнъ, новая линія описываетъ большую дугу и по насыпи, лежащей, среди болота и огражденной двумя сточными канавами, подымается, съ темъ, чтобы по віадуку пересѣчь линію Полесскихъ дорогъ. Отсюда путь идетъ прямо на западъ. Скоро—р. Горынь, являющаяся послѣ Припети главной рѣкой Полѣсья. По внѣшнему виду она почти не отличается отъ своего притока Случи.
Кессонный мостъ на Горыни, построенный инженеромъ Березинымъ, имѣетъ, какъ и мостъ на Случи, 120-саженное отверстіе и состоитъ изъ трехъ пролетовъ. Подводящая къ мосту дамба, пересѣкающая рѣчную пойму, сдѣлана двумя уступами, съ фермой въ средней части. Нижняя часть дамбы укрѣплена фашиной. Выше моста по теченію рѣки возведена цѣлая система струенапрявляющихъ регуляціонныхъ сооруженій. За Горынью лѣса какъ будто гуще и крупнѣе и почва—тверже. Въ верстѣ или двухъ отъ рѣки лежитъ ст. Антоновка. Далѣе тянутся тѣ же лѣса, перемѣшанные съ болотами, но лѣсовъ уже больше, чѣмъ болотъ. Среди лѣсовъ попадаются клочки пахати, тщательно обработанныя и унавоженныя. Линія идетъ по ровной мѣстности, и подъемъ по насыпи является неожиданностью. Оказывается, что это линія пересѣкаетъ віадукомъ главную линію Степанскихъ узкоколейныхъ вѣтвей. Вѣтви эти построены акціонернымъ обществомъ, образованнымъ для раціональной эксплоатаціи обширныхъ лѣсныхъ богатствъ, лежащихъ между Горыпыо и Стырью. Онѣ находятся въ частномъ пользованіи лѣсопромышленнаго общества. При постройкѣ Кіево-Ковельской линіи эти вѣтви оказали большія услуги. Мы идемъ по водораздѣлу между двумя главными рѣками Южнаго Полѣсья: по водораздѣлу Горыни и Стыри, отстоящихъ здѣсь другъ отъ друга всего на 30 верстъ.
Надо замѣтить, что рѣчные водораздѣлы въ Полѣсье вообще слабо выражены. Водораздѣлъ Горыни и Стыри характеризуется лишь болѣе твердой и сухой почвой; болотъ поэтому здѣсь меньше; лѣса и поля лучше. Недалеко передъ Стырью я былъ даже пораженъ открывшейся передо мной неожиданной картиной: глядя въ окно, можно было подумать, что Полѣсье минутъ на 10—15 куда-то исчезло, а вмѣсто него передъ нами была настоящая степная Полтавщина, съ ея равнинными, слегка всхолмленными полями отъ горизонта до горизонта. Правда, это былъ всего лишь хорошій супесокъ, по послѣ 300 верстъ болота и такія поля могутъ показаться обѣтованной землей.
Стырь скоро положила конецъ этому необычайному зрѣлищу и ввела насъ вновь въ область болотъ и лѣсовъ. Стырь — это младшая сестра Горыни. Обѣ они берутъ начало внѣ предѣловъ Полѣсья и, протекая параллельно и на близкомъ разстояніи другъ отъ друга, несутъ свои воды въ Прилетъ. Длина Стыри —450 верстъ, а длина Горыни—540 верстъ. Мостъ на Стыри совершенно такихъ-же размѣровъ и такого же типа, какъ и мосты на Горыни и Случи; тотъ-же способъ возведенія пойменной дамбы, тѣ же струенаправляющія сооруженія. Постройка трехъ мостовъ черезъ главные рѣки южнаго Полѣсья поглотила болѣе 2 милліоновъ рублей. Недалеко передъ Стырью расположена ст. Рафаловка, а за Стырыо поѣздъ останавливается на полустанкѣ Чарторійскъ. Разстояніе между ними— всего 11 верстъ.
За Чарторійскомъ пейзажъ понемногу становится веселѣе. Направо и налѣво всё чаще разстилаются весело зеленѣющія ноля. Параллельно съ этимъ всё чаще и чаще попадаются деревни и села съ церквами, отличающимися здѣсь старинной и оригинальной архитектурой. Деревни, впрочемъ, имѣютъ мрачный, унылый видъ. Начиная отъ Чарторійска, Кіево-Ковельская желъ. дорога идетъ подъ острымъ угломъ по отношенію къ линіи Ковель—Ровно, постепенно приближаясь къ послѣдней. На ст. Маневичи пассажирское зданіе даже въ вчернѣ еще не готово. За то готово станціонное водоснабженіе, устроенное здѣсь при помощи артезіанскаго колодца. Буровая скважина, глубиной болѣе 80 сажъ., сооружена кіевскимъ отдѣленіемъ фирмы «Артезія». Веретахъ въ 20 отъ Маневичей линія большимъ мостомъ пересѣкаетъ р. Стоходъ. Но прежде строителямъ дороги нужно было побѣдить огромное болото, прилегающее къ правому берегу Стохода. Отъ Стохода и до Ковеля, т. е. па протяженіи болѣе 30 верстъ, болотъ почти вовсе не видно. Ихъ замѣнили пески и супески. Лѣсовъ также мало. Населенныхъ пунктовъ всѣ больше и больше. Верстахъ въ 4 отъ Стохода лежитъ ст. Повурскъ, послѣдняя передъ Ковелемъ.
У ст. Билинъ линія поворачиваетъ на юго-западъ и въ такомъ направленіи подходитъ къ неприглядному Ковелю, этому уменьшенному изданію Бердичева. На вокзалѣ прежде, чѣмъ попасть къ пассажирской платформѣ, нащъ поѣздъ мапеврируетъ. Но вотъ путь копченъ, и мы —во власти толпы гостиничныхъ комиссіонеровъ и носильщиковъ врывающихся въ самое вокзальное зданіе.